Меню
Бесплатно
Главная  /  Болезни  /  Война ходжалы. Министерство обороны азербайджанской республики. Врач трогает меня за плечо

Война ходжалы. Министерство обороны азербайджанской республики. Врач трогает меня за плечо

Ходжалинский геноцид Политика, Карабах Одной из самых страшных трагедий, с которыми азербайджанский народ столкнулся в ХХ веке, является Ходжалинский геноцид. Ходжалинская трагедия – кровавое событие, вошедшее в историю человечества наряду с геноцидом в Хатыни, Лидице, Орадуре. В ночь с 25 на 26 февраля 1992 года вооруженные силы Армении, армянские вооруженные отряды Нагорного Карабаха Азербайджана, при непосредственном участии личного состава и техники 366–й мотострелкового полка армии бывшего СССР, расположенного в Ханкенди, захватили город Ходжалы, расположенный между Ханкенди и Аскераном, тем самым была осуществлена политика геноцида против азербайджанского народа. Во время захвата Ходжалы только в течение одной ночи было уничтожено 613 мирных жителей, в том числе 63 ребенка, 106 женщин, 70 стариков. Страшные зверства были осуществлены только по той причине, что мирные жители Ходжалы – азербайджанцы. Практически все они были замучены, убиты с особой жестокостью: люди были обезглавлены, им выкалывали глаза, беременным женщинам штыками вспарывали животы. В ту ночь в захвате также непосредственно участвовали 2–й батальон 366–го полка, под командованием майора Оганяна Сейрана Мушеговича (Оганян Сейран в настоящее время является «министром обороны» незаконного режима Нагорного Карабаха), 3–й батальон 366–го полка, под командованием Евгения Набокихина, начальник штаба 1–го батальона Читчян Валерий Исаевич и более 50–и офицеров и прапорщиков армянской национальности, служащих в полку. (Из «Материалов следствия по оккупации Ходжалы») Часть населения города, пытавшаяся бегством спастись от зверского насилия, попала в специально устроенную засаду и была истреблена. В сообщении Российского Правозащитного центра «Мемориал» было отмечено, что в течение четырех дней в Агдам было доставлено 200 трупов азербайджанцев, убитых в Ходжалах, были установлены факты осквернения десятков трупов. В Агдаме 181 труп (130 мужских и 51 женских, в том числе 13 детских трупов) был подвергнут судебно–медицинской экспертизе. Во время экспертизы было установлено, что причиной смерти 151–го человека стали огнестрельные ранения, 20-ти людей – осколочные ранения, 10 человек были убиты ударами тупых орудий. Правозащитным центром также отмечен факт снятия скальпа с живых людей. Из показаний свидетелей Ходжалинского геноцида: У азербайджанских детей, убитых армянами, была распороты груди и разрублено сердце. Большинство трупов было разрублено на куски. Джамал Абдулгусейн оглу Гейдаров: «на расстоянии 2-х километров от фермы близ местности, называемой Гарагая, находилось множество обезображенных трупов азербайджанцев. У детей, убитых армянами, была распорота грудь и разрублено сердце, а большинство трупов были разрублены на куски». Шаин Зульфугар оглу Гейдаров: он видел около 80 трупов возле села Нахчываник (Ходжалы). Трупы были страшно обезображены, изуродованы и обезглавлены. Среди убитых находились и майор милиции Алиф Гаджиев, его близкие родственники Салимов Фахраддин и Салимов Микаил. Джалил Гумбатали оглу Гумбатов: на его глазах армяне расстреляли его жену Фирузу, сына Мугана, дочь Симузар и невестку Судабу. Кюбра Адиль гызы Пашаева: войдя в лес Кятик, она попала в армянское окружение. В кустах, где она спряталась, женщина стала свидетельницей расстрела ее мужа Пашаева Шуры Тапдыг оглу и сына Пашаева Эльшада Шура оглу. Хязянгюль Тявяккюль гызы Амирова: во время оккупации Ходжалов армянские боевики взяли в заложники всю ее семью. Армяне расстреляли мать Хязянгюль – Раю, ее 7–летнюю сестру Егану, тетю Гейчу, а ее отца Амирова Тявяккюля, облив бензином, сожгли. Зоя Али гызы Алиева: 3 дня пряталась в лесу вместе с другими 150–ю ходжалинцами. В лесу рядом с Зоей умерли, замерзнув от мороза, Ахмедова Дунья и ее сестра Гюльхар. Кюбра Алиш гызы Мустафаева: «как только армяне взяли нас в заложники, они сразу же расстреляли находящихся рядом со мной 6 человек». Саида Гурбан гызы Керимова: «нас взяли в заложники в составе 12 человек. Армяне зверски пытая убили мою дочь Нязакят, расстреляли Тапдыга, Сяадят, Ираду». Али Агамы оглу Наджафов: «армяне, окружив бежавших людей, 30–40 человек расстреляли на месте».

События, развернувшиеся вокруг населенного пункта Ходжалы в феврале 1992 года, входят в число получивших наибольшую огласку эпизодов Карабахской войны. Начиная с 1988 года, Ходжалы неоднократно становился эпицентром конфликта. По утверждению армянской стороны, азербайджанские власти намеренно вели там интенсивное строительство и размещали беженцев-азербайджанцев из Армении, а также турок-месхетинцев. Население поселка увеличилось с 2135 человек в 1988 году до 6300 в 1991 году. В 1990 году Ходжалы получил статус города.

В ночь на 26 февраля 1992 года армянские военные формирования при участии расквартированного в городе Ханкенди 366-го мотострелкового полка бывшей советской армии напали на Ходжалы, находившийся многие месяцы в блокаде. В ходе атаки были убиты 613 человек, захвачены в заложники 1275 человек. О судьбе 150 из них до сих пор ничего неизвестно. Среди убитых были 63 ребенка, 106 женщин, 70 пожилых людей и стариков.

Имеет место различная оценка событий конфликта армянской и азербайджанской сторонами. Официальный Баку называет случившееся одной из страшных трагедий ХХ века и однозначно квалифицирует как геноцид и военное преступление. Высшие должностные лица с армянской стороны, не отрицая, что при взятии Ходжалы могли иметь место преступления в отношении гражданского населения, относят их к реалиям военного времени.

Штурм Ходжалы трактуется как правомерная военная операция с целью разблокирования находящегося вблизи населенного пункта аэропорта и обезвреживания огневых точек противника в самом Ходжалы, откуда с весны 1991 года населенные пункты Нагорного Карабаха регулярно подвергались нападениям азербайджанского ОМОНа, артобстрелам из установок "Алазань", "Кристалл" и реактивных установок залпового огня "Град".

Мирные жители ночью покидали Ходжалы, двигаясь в сторону азербайджанского города Агдам. По утверждениям армянской стороны, для них был предоставлен свободный коридор, о чем азербайджанская сторона была предупреждена заранее. Азербайджанская сторона данный факт отрицает, ссылаясь на свидетельства очевидцев и масштабы трагедии.

Согласно докладу правозащитного центра "Мемориал", в некоторых группах беженцев находились вооруженные люди из гарнизона города. Эти беженцы, идущие по "свободному коридору", на территории, примыкающей к Агдамскому району Азербайджана, были обстреляны, в результате чего погибли сотни людей. Оставшиеся в живых беженцы рассеялись. Часть беженцев все же сумела пройти в Агдам; часть, в основном женщины и дети (точное количество установить невозможно), замерзла во время скитаний по горам; часть, по показаниям прошедших в Агдам, была пленена у сел Пирджамал и Нахичеваник. В докладе утверждалось, что бегущие подверглись обстрелам армянских застав.

В докладе центра "Мемориал" утверждается, что в течение четырех дней в Агдам было вывезено около 200 тел. В Агдаме была проведена государственная судебно-медицинская экспертиза 181 тела (130 мужского пола, 51 женского пола, в том числе 13 детей); из заключений экспертов следует, что причиной смерти 151 человека были пулевые ранения, 20 человек — осколочные ранения, 10 человек — удары тупым предметом. Кроме того, судмедэкспертиза ряда тел, доставленных из района Ходжалы, была произведена в Баку. В память о жертвах трагедии установлен мемориал в Хатаинском районе Баку.

Конфликт в Карабахе начался в феврале 1988 года, когда Нагорно-Карабахская автономная область (НКАО) заявила о выходе из Азербайджанской ССР. В сентябре 1991 года в центре НКАО Степанакерте было объявлено о создании Нагорно-Карабахской республики (НКР). Власти Азербайджана в ходе последующего военного конфликта потеряли контроль над Нагорным Карабахом. С 1992 года ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ. Азербайджан настаивает на сохранении своей территориальной целостности, Армения защищает интересы непризнанной республики, так как НКР не является стороной переговоров.

25-26 февраля 1992 года армянскими бандитами был совершен геноцид в отношении 7-тысячного населения города Ходжалы.

Предлагаем вашему вниманию небольшую хронологию, в которой собраны материалы о тех, кто повинен в совершении Ходжалинского геноцида, свидетельства жителей города, а также об исторической привязанности этой трагедии к ряду других дат.

Как это было…

Во время штурма Ходжалы восточная сторона города была оставлена армянами открытой умышленно – это был выход в направлении города Агдама. Полураздетые, обезумевшие от страха ходжалинцы в кромешной тьме, всюду натыкаясь на шквал огня, интуитивно бежали в восточном направлении, которое казалось обманчиво спокойным.

Ходжалинцы вброд в 12-градусный февральский мороз переходили реку Гаргар-чай, где на противоположном берегу, по свидетельству ходжалинцев, находилась армянская разведгруппа, которая докладывала по рации оперативную сводку и информацию о передвижениях бегущих жителей города.

Для ходжалинцев в так называемом «гуманитарном коридоре» армянами было подготовлено минимум три засады. Первая группа ходжалинцев была расстреляна и взята в плен на противоположном берегу реки Гаргар-чай. Армяне тут встретили ходжалинцев, выбиравшихся из ледяной воды, плотным пулеметным огнем.

Далее у армянского села Кятук, которое лежит на пути к Агдаму, ходжалинцы вновь попали в армянскую засаду, где понесли большие потери и многие попали в плен. А выбравшиеся из этой засады живыми бежали в сторону села Нахичеваник, о котором за несколько часов до начала штурма сами же армяне пустили по рации слух, что село освобождено азербайджанскими ВС.

Ходжалинцы поэтому и выбрали это направление, думая, что в Нахичеванике их ждет наконец-то спасение. Когда спасшиеся группы ходжалинцев добрались до Аскеранского шоссе, наступил рассвет, и закончилась лесополоса, в которой они прятались. Теперь ходжалинцы с восходом солнца оказались на равнине, видные, как на ладони.

Здесь на подступах к Нахичеванику их ждала очередная армянская засада, где произошла основная бойня и погибла большая часть выживших после штурма жителей города. Армяне расстреливали оказавшихся на равнинной местности и ставших легкой мишенью женщин, детей, стариков. Еще была засада у села Гюльаблы и затем на подходе к селу Шелли, где тоже погибло много ходжалинцев.

Историческая нить между Сумгайытскими событиями и Ходжалинской резней

После Ходжалинского погрома в Ереване говорили, что напав на этот азербайджанский город, армяне намерены «отметить» годовщину Сумгайытских событий 1988 года. Именно поэтому была выбрана дата - 25 февраля. В этот день из 10-11 направлений началась массированная армянская атака на город, сопровождавшаяся плотным ракетным обстрелом.

СПРАВКА : Печально известные «Сумгайытские события» февраля 1988 года были спланированы самими армянами с целью обоснования территориальных притязаний на Нагорный Карабах.

Возникает вопрос, какую же цель преследовали армяне, наметив город Ходжалы для этой кровавой акции?

Если, с одной стороны, цель заключалась в том, что убрать со своего пути населенный азербайджанцами пункт в Нагорном Карабахе, представляющий собой препятствие стратегического значения, то, с другой стороны, она заключалась в том, чтобы целиком стереть Ходжалы с лица земли.

Потому что Ходжалы был таким населенным пунктом, который отражал исторические и культурные традиции Азербайджана с древнейших времен до современной эпохи. Эта особая культура попала в историю как Ходжалинско-Гедабекская культура. Ходжалинские кромлехи, долмены, циклопы, курганы и прочие памятники, а также различного рода предметы являются образцами материальной культуры, отражающей динамику развития человеческого общества.

Уничтожение всех этих памятников материальной культуры после захвата этой территории армянами, а также полное разрушение с помощью техники Ходжалинского кладбища, считавшегося одним из древнейших мест захоронения в мире, являются не только наглядным примером армянского вандализма, но и актом насилия против общемировой культуры.

Эпизоды Ходжалинского геноцида вызывают у человека ужас

Жительница Ходжалы Антига была заживо сожжена армянами за то, что отказалась повторить по их требованию слова «эти земли принадлежат великой Армении». Другая жительница Ходжалы Сария Талыбова рассказывала, что «4 туркам-месхетинцам и 3 азербайджанцам отрезали головы на могиле армянина. Затем еще 2 азербайджанцам выкололи глаза».

«Сегодня Азербайджан делает серьезные шаги к дальнейшему созданию международного трибунала по расследованию событий Ходжалинской трагедии. Этот процесс должен быть поднят на уровне международного Гаагского трибунала с целью добиться уголовного наказания лиц, виновных в совершении геноцида Ходжалы. В списке этих преступников числятся нынешний президент Армении Серж Саргсян, экс-президент Роберт Кочарян, министр обороны Армении Сейран Оганян и другие высокопоставленные армянские чиновники», - отмечает директор Центра истории Кавказа Ризван Гусейнов.

По его словам, важно рассматривать геноцид азербайджанского населения Ходжалы как большое преступление, совершенное армянскими отрядами. Рассматривая эти преступления как единое целое, можно составить полную картину произошедшей трагедии и взглянуть с более широкой призмы на причины и последствия событий Карабахской войны. К тому же, подобная оценка позволяет рассмотреть подробнее методы мирового армянства по осуществлению массовых этнических чисток и преступлений против человечности на территории Азербайджана.

В конце хотелось бы напомнить, что в результате зверства армянских боевиков в Ходжалы 613 человек были убиты, 487 человек стали калеками, 1275 мирных жителей – старики, дети, женщины, – попав в плен, подверглись немыслимым унижениям и пыткам.

Человек, как и все живые существа, приходит в мир, живёт, стареет, умирает. Это обычная формула жизни, подчиняющаяся законам природы. Однако человек иногда нарушает эту формулу. Сам себя губит, сам обрывает свою жизнь. И с небес приходит глас, что убийство человека человеком богопротивно. Все мы – создания Господа, и поэтому никто не выбирает и родителей и Родину сам. Этот выбор принадлежит Господу. 26 февраля 1992 года армяне выступили против Бога. Напав на Ходжалы, расположенный в Нагорно-Карабахской зоне Азербайджанской Республики, 613 человек они лишили жизни, 657 человек искалечили, 1275 человек взяли в заложники. Судьба 150 человек из тех, кто был взят в заложники, до их пор неизвестна.

ОНИ НИКОГДА НЕ СТАНУТ ВЗРОСЛЫМИ

Səriyyə Cəfərova. «Onlar heç vaxt böyüməyəcəklər», ensiklopediya, ingilis, rus, azərbaycan dillərində, «Çaşıoğlu» nəşriyyatı, Bakı, 2006.

Читатель! Эта книга – о детях. Но в ней нет ни детских песен, ни нарисованных ими рисунков, ни написанных ими стихов, ни сказок, которые они слушают. Они никогда не вырастут. Они навсегда останутся детьми. Они – это тоска, горе, скорбь, которые никогда не сотрутся из сердец азербайджанцев. Ибо эта тоска, это горе, эта скорбь вписаны в наши сердца кровью. Но мы не смыли кровь кровью. Почему? Этот ужасный вопрос предназначен не только для азербайджанцев, переживших Ходжалинскую трагедию. Ответ на него должны найти все народы мира.

Мы – народ, выпрямляющийся и встающий на ноги после великих трагедий, переживающий свое горе в себе. Мы не оглашаем о нем на весь мир и никому не доносим своих горестей. Да и эта книга не является летописью наших печалей. Мы подготовили ее для того, чтобы сообщить о трагедии не только детей из Ходжалы, но и всех детей мира. Да, эта книга – выражение протеста детей взрослым чьи жизни оборвались.

Человек, как и все живые существа, приходит в мир, живёт, стареет, умирает. Это обычная формула жизни, подчиняющаяся законам природы. Однако человек иногда нарушает эту формулу. Сам себя губит, сам обрывает свою жизнь. И с небес приходит глас, что убийство человека человеком богопротивно. Все мы – создания Господа, и поэтому никто не выбирает и родителей и Родину сам. Этот выбор принадлежит Господу. 26 февраля 1992 года армяне выступили против Бога. Напав на Ходжалы, расположенный в Нагорно-Карабахской зоне Азербайджанской Республики, 613 человек они лишили жизни, 657 человек искалечили, 1275 человек взяли в заложники. Судьба 150 человек из тех, кто был взят в заложники, до их пор неизвестна. История была свидетелем многих кровавых событий. Но пережить ужасы Ходжалинской трагедии, во время которой женщины, старики и дети были обагрены собственной кровью, выдержать эти ужасы – вневоли человека.

Каждый год 26 февраля миллионы азербайджанцев смотрят видеоленты, отражающие ужасы армянского кровопийства и содрогаются. Эти кадры запечатлел Национальный Герой Азербайджана Чингиз Мустафаев, погибший при исполнении своего профессионального долга во время боев за Карабах. Дать письменное изображение этих кадров, наверное, не удастся ни одному пишущему человеку. Ибо картина зверства, кровопийства, ужаса настолько глубока, что человеческое воображение бессильно найти слова, способные ее выразить.

В Ходжалинской трагедии убито 63 детей и подростков. Эти убийства выполнены настолько жестоко, что в знак протеста против этой резни невозможно задать вопрос: «В чем была вина детей?». Ибо ненависть армян к расстрелянным ими людям так сильна, что вопрос: «В чем же вина детей?» в противовес той ненависти выглядел бы очень примитивным. Какое же у ребенка может быть прегрешение? За обагренными кровью детьми из Ходжалы была лишь одна вина: они были азербайджанцами!

Эти дети никогда не будут петь песни, рисовать, читать стихи, слушать сказки.
Никто не задаст им вопроса: «Кем ты станешь, когда вырастешь?»!
На их несбывшихся мечтах зазеленеет тоска мира.
Люди, сделайте так, чтобы это горе не пустило корни!

Я – свидетельница!

О 26 феврале 1992 года – одной из самых ужасных и безжалостных ночей в истории – я не в книгах прочла, не от людей, переживших трагедию той ночи, слышала. Просто судьбой мне было предначертано страшное.
Я – свидетельница той трагедии.
Я – несчастная жительница Ходжалы, прошедший через Ходжалинскую трагедию, испытавший тот ужас, а теперь удивляющийся тому, что осталась в живых, и в тоже время сожалеющий об этом.

У меня не хватает сил ухватиться за историю и задать ей вопросы. У меня хватает сил лишь призывать людей и кричать: «Хватит, хватит проливать кровь!..»

Книга, которую вы прочтете, — может быть, единственный в мире сборник историй о детях, чья жизнь оборвалась. Может быть, это первая энциклопедия о детях-шехидах. Но, читатель, эта энциклопедия лишь даст тебе сведения об ужасных событиях жизни. Если ты прочтешь эту книгу и не будешь готов расплакаться, не потеряешь покоя, оглянись на своего малыша, сладко спящего в колыбели, на ребенка, играющего во дворе со сверстниками. Согласился бы ты, чтобы они замерзли в морозную ночь на снегу? Вынесешь ли ты, если твои дети пропадут без вести, если встретят пулю и обагрятся красной кровью?

И ходжалинские дети так же сладко спали в колыбели, их так же нежили звуки материнской колыбельной.

И ходжалинские дети играли на берегу реки, на горе, на горных склонах. И стремились вслед своим мечтам.
Теперь их нет.
Но ходжалинцы выдержали это отсутствие.
Этих детей никогда не будет.
Матери никогда не будут звать их домой.
Учителя никогда не будут поднимать их с места и спрашивать урок.
Их имен не будет в классных журналах, они станут кровавой страницей истории.
Ибо у большинства из них даже могил нет …

Я преподавала большинству из тех детей. Их лица, их глаза все еще стоят у меня перед глазами, их слова, их голоса всё еще звучат у меня в ушах. Они снятся мне каждую ночь. Я написала эту книгу, чтобы рассказать людям эти свои сны. Пядь за пядью я обходила деревни, города, собирала их фотографии, еще раз пережила ночь ужасного 26 февраля. Может быть, это мой последний долг перед их душами. Четырнадцать лет я старалась исполнить этот долг. Но суждено было только ныне. Глава Политического Движения «Азербайджанский Путь», взяв на себя всю финансовую нагрузку, издал эту книгу на трех языках, и она получится еще лучше, чем я желала. Если бы все старались исполнить свой гражданский долг перед Родиной вот так. Тогда и Ходжалинской трагедии не произошло бы, и не было бы необходимости писать подобные горькие и кровавые книги. Ибо я больше ни разу не задам им вопрос: «Ребята, кто выучил урок?»
Теперь я вынуждена обратиться к ним и задать вопрос: «Кто хочет жить?»
Я знаю, что все поднимут руки и прошепчут: «Учительница, я!»
Я не хочу слышать этот шепот от детей из Ходжалы.
Я не вынесу этого ответа, никак не вынесу…
Мои слезы, мое горе, скорбь, моя не заживающая рана, моя неизбыточная тоска… мои ученики-шехиды. Я должна была быть вашей учительницей, а не свидетельницей вашей смерти!
Я люблю вас!
Люди, любите их и вы!
Любите и печальтесь.
Ибо руки этих детей, цепляясь за взрослых, будут до скончания времен спрашивать: «В чем была наша вина?!»
Ответьте, взрослые!

Хотела бы привлечь внимание читателей на отсутствие фотографий в некоторых материалах. Фотографии у некоторых убиенных детей в Ходжалинской трагедии были порваны, сожжены, превращены в пепел, как и их судьбы.

Сария Муслимкызы

Злополучные жители злополучного города
Биографии

Чинара Назим кызы Абышова, родилась в 1982 году в Ходжалы. Чингиз Назим оглы Абышов, родился в 1986 году в Ходжалы. После 26 февраля 1992 года никто не видел их ни живыми, ни мертвыми.

Они не смогли покинуть Ходжалы 26 февраля. Поэтому их судьба неизвестна, так же как и судьба Ходжалы. Чинаре было 10 лет, ее брату Чингизу 6. Рядом с их домом протекал арык… Берег арыка был любимым местом Чинары и Чингиза. Их мать Махбуба была портнихой. Из обрезков разноцветных тканей, из которых она шила платья, Чинара сшила много одежек для своих кукол. Когда одежки пачкались, девочка стирала их в арыке и сушила на камнях. Отец детей Назим был водителем. Он тоже останавливал машину рядом с арыком. Промокая насквозь, Чингиз мыл машину отца. После того как дом их бабушки Медины в старом Ходжалы, в местечке под названием Гышлаглар, сожгли армяне, она жила вместе с внуками. Когда бабушка Медина, свидетельница ужасной трагедии, рассказывала внукам о том, как подожгли ее дом, Чингиз испуганно спросил у бабушки: «А если армяне сожгут наш дом, как же мы останемся на морозе?» Когда армяне сожгли старый Ходжалы, убили детей, бабушка Медина осталась в живых.

Бабушка Медина не смогла защитить внуков. Да и самой ей спастись не удалось. В ту ночь ее сын Назим стоял на посту. Бабушка Медина, Махбуба, Чинара, Чингиз ждали его. С полуночи прошло довольно много времени. Махбуба привязала Чингиза к спине, а Чинару взяла за руку и решила спрятаться в одном из подвалов деревни и посидеть там до тех пор, пока придет муж. Когда они перебирались через арык, одна туфелька Чинары упала в воду и уплыла. Они бежали. Женщины, дети, старики, толпившиеся в подвалах, возлагали надежду лишь на Бога.

Попавшая в ту ночь в плен Сара Сиявуш кызы Салимова рассказывает: «Мой брат Хагани был полицейским. Моя мать, сестра, я, брат Хазар ждали его дома. Ворвавшись к нам, армяне взяли нас в плен, повезли в деревню Норакия. Утром меня посадили в машину и привезли в нашу деревню, чтобы я показала дома людей, имена которых они называли. Дом культуры, где обитали солдаты Национальной Армии, был сожжен дотла. У калитки дома дяди Алиша, некогда работавшего председателем, были убиты два ребенка и женщина». Ими были Махбуба Абышова и ее дети Чинара и Чингиз. А бабушка Медина в ту мрачную ночь исчезла. … Вы, наверное, слышали выражение «могила неизвестного солдата», но пусть никогда вам не встретится выражение «могила неизвестного ребенка». А если встретится, знайте, что эта могила детей, оставшихся в Ходжалы, детей, чья судьба неизвестна…

Рассказ о трех братьях
Биография

Усубов Эльшад Кямран оглы, родился в 1974 году в Ходжалы. Взят в плен вместе с братьями Закиром и Алияром 26 февраля 1992 года, в возрасте 18 лет. Судьба их до сих пор неизвестна.

В ночь оккупации Ходжалы Агиля Кулиева, командира отряда добровольцев, пришедших на защиту города, тяжело ранили. Мать Эльшада Матан ухаживала за Агилем, как за родным сыном. Дороги были закрыты, и поэтому отправить его в Баку было невозможно. Ночью 26 февраля три брата – Закир, Алияр, Эльшад, и друзья Агиля, объединив усилия, хотели вытащить Агиля из города на носилках. Однако одна из пуль попала в Агиля, и он погиб. После этого три брата, их отец Кямран и мать Матан шли три дня. Они выбиваются из сил от мороза и холода. Сбившись с пути, они подошли не к Агдаму, а к деревне Дахраз, где проживали армяне. Когда они, подумав, что свыше трехсот вооруженных армян, стоящие на скале, кричат им на азербайджанском: «Ходжалинцы, сюда!», подошли ближе, было уже поздно. Ходжалинцы, которые, желая спастись, убежали вместе с ними, попали под град армянских пуль, многих армяне убили, оставили в снегу раненых, оставшихся в живых увезли в плен. Среди пленных выбрали 13 молодых людей, в том числе трех братьев Закира, Алияра и Эльшада и увезли. Хотя их отец Кямран киши и мать Матан умоляли: «Оставьте нам, старикам, хотя бы одного из трех сыновей», армяне пинком оттолкнули их и избили прикладом автомата.

До сих пор ни о братьях Закире, Алияре и Эльшаде, ни от остальных взятых в плен молодых людей никто никаких вестей не сообщал.
У кого поднимется рука поставить точку в конце повествования о трех братьях, пропавших без вести?

Потерянные мечты…
Биография

Аллахвердиев Махир Новруз оглы, родился в 1974 году в Ходжалы. Пропал без вести 26 февраля 1992 года, в возрасте 18 лет. До сих пор о его судьбе ничего не известно.

18 лет – это пора, когда цветут мечты человека. Но в 1992 году у молодых людей Ходжалы было одно желание: чтобы закончилась война, пришел мир на плодоносную землю Карабаха, чтобы и они как все получили образование, создали семьи, завели детей… На самом деле, это мечта каждого молодого человека, живущего в зоне конфликта. Как жаль, что там, где говорит оружие, столько таких же подростков, как Махир, не могут осуществить это простое желание. Да и сейчас…

26 февраля 1992 года Махир вместе со своим отцом Новрузом перевозит через крепость Аскеран деда Салеха, потерявшего в Великую Отечественную войну оба глаза. По словам жителя Ходжалы Таджира, свидетеля этого события, Новруз, который не мог нести слепого отца, беспрерывно курил. Судьба отца-инвалида и восемнадцатилетнего сына зависела от него. Дед, отец, сын… увы, та ночь сделала неизвестной судьбу их троих… В ту ужасную ночь с ними была и бабушка Махира Малейка. Когда началась перестрелка, бабушку Малейку они потеряли. Поблизости от Нахчиваника бабушку Малейку взяли в плен. Она пережила все муки плена. И Махир, взятый армянами в плен, тоже подвергся невообразимым мучениям. Плененные бабушка и внук, которых держали в Аскеране, здесь встретили друг друга. После этого никто ничего не знает об их судьбах.

Теперь Махир отмечается в официальных документах как без вести пропавший. А за этим словом потеряны несбывшиеся мечты восемнадцатилетнего молодого человека.

Тебя ждут, девочка
Биография

Юсифова Натаван Панах кызы, родилась в 1988 году в Шуше. Пропала без вести 26 февраля 1992 года, в возрасте 4 лет. Судьба ее до сих пор неизвестна.

До рождения Натаван ее семья была изгнана из своих исконных земель Масисского района Армении и нашла приют в Шуше. Так как третий ребенок в семье Натаван родилась в Шуше, ей дали имя дочери карабахского хана Натаван. Бойкая девчушка с длинными ресницами, черными бровями, черными глазами была любимицей семьи. Судьба привела их в Ходжалы. Панах работал в Ходжалы в полицейском отделении, поэтому семья жила в Ходжалы. А затем…

Об остальном лучше всего услышать из уст отца Натаван Панаха Юсифова: «Той ночью я стоял на посту. После того как наш пост захватили враги, я прибежал домой и разместил троих своих детей и супругу Сару в доме посередине деревни. Недалеко от дома, заняв позицию с Видади Джавадовым, мы начали перестрелку. Вдруг армяне разрушили дом из гранатомета. Дом горел. Подойти было невозможно. Мы пришли в отделение полиции. Там никого не было. Придя под мост в Ходжалы, под предводительством одного человека мы пошли к лесу. Это было под утро 26 февраля. Когда мы подошли к месту под названием Гара Гая, началась сильная перестрелка. Нас отовсюду обстреливали и убивали. По арыку, ширины которого хватало лишь для одного человека, мы ползком добрались до Агдама. Через несколько дней после трагедии начался обмен пленных, взятых в Ходжалы. В центральную больницу Агдама пришел автобус освобожденных из плена людей. Свою дочь Сервиназ и сына Рамиля я нашел там. О своей супруге и Натаван я спросил тетю Нурханым, освобожденную из плена. Она ответила, что когда рухнул дом, Сара погибла, но о Натаван она ничего не знала».

До сих пор Панах Юсифов расспрашивает о Натаван и ищет ее…
Даже ее невинная душа не сообщает о себе. Как знать, может, у детей не бывает душ…

Самый печальный рассказ…
Биографии

Кулиева Парване Гаръягды кызы, родилась в 1979 году, Кулиева Реване Гаръягды кызы, родилась в 1982 году, Кулиев Шукюр Гаръягды оглы, родился в 1985 году, Ходжалы. Замерзли насмерть вместе с матерью 26 февраля 1992 года в лесу: Парване в возрасте 13 лет, Реване в возрасте 11 лет, Шукюр в возрасте 7 лет.

Саре не довелось узнать материнской любви, материнской заботы. И поэтому каждый раз, при рождение ребенка, она считала себя счастливой и говорила: «Я их воспитаю с материнской заботой, которая мне на долю не выпала». А когда Сара прочла рассказ «Ледяная статуя», ее очень впечатлило то, как мать на войне, превратившись в ледяную статую, спасла свое дитя от мороза. Откуда Саре было знать, что и она, желая спасти троих своих детей, превратится в ледяную статую, замерзнет вместе с детьми…

Может ли стереться из памяти то, как эти светловолосые детишки с большими миндалевидными глазами танцевали и пели на праздновании Нового года? Надев на голову корону, Парване превратилась в озорную искорку, Реване пела песню, а Шукюр танцевал.

А 26 февраля всё замерзло…
Дядя детей Тахир был болен желтухой и уже несколько месяцев находился в постели. А Шукюр метался в жару.
Гаръягды укутал больного брата шалью и взвалил его на спину. А Сара, привязав сына Шукюра к спине, взяла детей за руки. Семья побежала к лесу. Гаръягды, который, отправляясь на пастбище, охранял скот от хищных волков, поднимался по снежным перевалам, опираясь на свой посох. А Сара, отрезанная во время перестрелки от мужа, шла, собрав все силы, взяв за руки детей. Температура у Шукюра постепенно поднималась. Хотя из-за мороза, метели они выбились из сил, Сара не останавливалась. Они шли уже три дня, и мать хотела разжечь костер, чтобы согреться. Спросила спички у земляков, встреченных поблизости от деревни Дахраз. А те ответили: «Пока будешь костер разжигать, время потеряешь, соберись лучше с силами и добирайся до Агдама». Дети, шедшие без еды и питья, потеряли последние силы. Парване и Реване идти больше не могли. Они были босыми – обувь потеряли. Их ноги покраснели и распухли.

Так вот – сын на спине матери, дочери рядом – прямо на снегу они замерзли и превратились в ледяные статуи…
О, летописец, встречался ли тебе на страницах истории такой печальный рассказ?

Ее назвали Севиндж…
Биография

Севиндж Акпер кызы Кулиева, родилась в 1985 году в Ходжалы. Убита 27 февраля 1992 года, в возрасте 7 лет.

Она с тоской ждала того дня, когда, повязав волосы белоснежным бантом, взяв в руки портфель, пойдет в школу. Быть может, в ее навеки закрытых глазах до сих пор живет тоска того ожидания…

Она должна была учиться в школе, которую только что построили в Ходжалы. Но однажды, рано проснувшись, она услышала от родителей, что эту школу разрушил армянский снаряд. Весть день она ходила грустная: значит, в новой школе учиться она не сможет… А с другой стороны, строители уходили. Какой был смысл строить? Армяне все равно всё разрушали. Уход строителей окончательно оборвал надежду девчушки…
По вечерам на Ходжалы будто опускалась безмолвие смерти. И Севиндж, и ее ровесники не хотели наступления ночи. От взрывов снарядов дети вздрагивали, проводили ночи без сна.
Севиндж частенько бегала к дедушке, работавшему в отделе связи, таращилась своими глазенками на телефонные аппараты. Дед тревожно просил помощи сверху, а ему говорили: «Ждите».
А 26 февраля уже ничего не пришлось ждать. Злополучный 366-й полк напал на Ходжалы. Когда мать взяла Севиндж за руку и они побежали, девочка прижала к груди и свою азбуку.

В местечке Гара Гая одна из армянских пуль попала Севиндж в левый бок. Ее мать Метанет тоже была тяжело ранена. Хотя мать и смогла спастись от смерти, Севиндж после полученного ранения жила всего лишь день. Она умерла в Агдамской больнице. Ее отец Акпер, сражавшийся с врагом, тоже погиб в ту ночь.
Могила девочки, семь лет носившей имя Севиндж, но не вкусившей радостей жизни, находится в деревне Шотланлы Агджабединского района. Каждую весну вокруг этой могилы видны поникшие фиалки.

Внук тети Тамаша
Биография

Мамедов Захир Рамиз оглы, родился в 1985 году в Ходжалы. Был расстрелян в возрасте 7 лет 27 февраля 1992 года.

Когда у тети Тамаша родился внук Захир, она была безмерно счастлива. Тогда жизнь была прекрасна. Бабушка и внук души друг в друге не чаяли. Так продолжалось до 26 февраля 1992 года. После того дня и тетя Тамаша стала одной из тех, кому на долю выпала «Ходжалинская судьба».

В ту ночь тетя Тамаша, просеяв муку, оставшуюся на дне мешка, замесила тесто. А еще один колобок слепила для своего внука. Едва она закончила печь хлеб, затрещали пулеметы. Тетя Тамаша, сердце которой наполнил черный страх, со словами: «О Аллах, помоги!» сняла передник. Уже стемнело, всё вокруг было окутано мраком. Тетя Тамаша поджидала своих сыновей Васифа, Расифа, зятя Салима, внука Захира и постепенно теряла терпение. Открыв калитку, она вышла во двор. Люди разбегались. Ее сын Васиф, возвращавшийся в это время с поста, прокричав: «Армяне повсюду в деревне!», взял мать за руку. Они побежали к лесу. Когда они приблизились к дороге в Нахчиваник, танк и два БТР преградили им путь. Сошедшие с БТР армяне открыли огонь по людям. В Расифа попала пуля. Тетя Тамаша крикнула Васифу: «Брата твоего убили, иди закрой ему глаза!» Васиф закрыл брату глаза. Объединенными усилиями они вместе с матерью положили его тело под дерево и прикрыли ветками и сучьями, чтобы оно не досталось в корм хищникам. Вооруженные армяне, окружив людей, взяли их в плен. Повезли людей в отделение милиции в Аскеране. Раненного в ногу Захира тоже привели в Аскеран.

Армяне убили сына тети Тамаша Васифа, ее зятя Салима, внука Захира, а тетю Тамашу отпустили на свободу.
Чтобы тетя Тамаша всю свою оставшуюся жизнь носила в себе горечь потери сыновей и внука…

Продолжение книги

(Посещено: в целом 5 262 раз, сегодня 1 раз)

26 ЖЕЧТБМС 1992 ЗПДБ иПДЦБМЩ, БЪЕТВБКДЦБОУЛЙК ЗПТПД, ОБУЕМЕОЙЕ ЛПФПТПЗП УПУФБЧМСМП ВПМЕЕ 7 ФЩУСЮ ЮЕМПЧЕЛ, ВЩМ УФЕТФ У МЙГБ ЪЕНМЙ БТНСОУЛЙНЙ ЧППТХЦЕООЩНЙ ПФТСДБНЙ.
юЕМПЧЕЮЕУФЧП ОЕ ЧЙДЕМП ФБЛПК ТЕЪОЙ РПУМЕ ЕЧТЕКУЛПЗП ЗЕОПГЙДБ ЧТЕНЕО чФПТПК НЙТПЧПК ЧПКОЩ.
зЕОПГЙД иПДЦБМЩ ФТЕВХЕФ РПЛБСОЙС. б РПЛБСОЙЕ ПВМЕЗЮБЕФ ДХЫХ.
ч ЖЕЧТБМЕ ЙУРПМОСЕФУС ПДЙООБДГБФШ МЕФ УП ДОС ИПДЦБМЙОУЛПК ФТБЗЕДЙЙ, ЛПФПТБС ХЦЕ ЧПЫМБ Ч ЙУФПТЙА ЛБЛ ФТБЗЕДЙС ЧЕЛБ. уПФОЙ ХВЙФЩИ Й ТБОЕОЩИ - ФБЛПЧЩ РПФЕТЙ ЬФПЗП НБМЕОШЛПЗП ЗПТПДБ.
оЕФ, ОБЧЕТОПЕ, ФБЛПЗП НЕУФБ Ч ТЕУРХВМЙЛЕ, ЛХДБ ВЩ ОЕ ДПЛБФЙМПУШ ЬИП ИПДЦБМЙОУЛЙИ УПВЩФЙК, ЗДЕ ВЩ ОЕ РПСЧЙМЙУШ ВЕЦЕОГЩ, ВПМШЫЙОУФЧП ЙЪ ЛПФПТЩИ - ДЕФЙ, ЦЕОЭЙОЩ, УФБТЙЛЙ. нОПЗЙЕ ЙЪ ОЙИ УФБМЙ ЙОЧБМЙДБНЙ РПУМЕ ФПЗП, ЛБЛ ТБЪДЕФЩЕ Й ТБЪХФЩЕ ОЕУЛПМШЛП ДОЕК РТПВЙТБМЙУШ РП МЕУХ.
уЕЗПДОС НЩ РТЕДПУФБЧМСЕН УМПЧП ПЮЕЧЙДГХ ФТБЗЙЮЕУЛЙИ УПВЩФЙК, ТБЪЩЗТБЧЫЙИУС Ч ФХ УФТБЫОХА ЖЕЧТБМШУЛХА ОПЮШ. уЕТЗЕК вПОДБТЕЧ - ТХУУЛЙК ЦЙФЕМШ иПДЦБМЩ, ЧНЕУФЕ УП ЧУЕНЙ ЙУРЙЧЫЙК ДП ДОБ ЮБЫХ ПВЭЕЗП ЗПТС.

оБУ ЧЩЗПОСАФ

ЧУЕ ОБЮБМПУШ НОПЗП МЕФ ОБЪБД, - ТБУУЛБЪЩЧБЕФ ВЕЦЕОЕГ у. вПОДБТЕЧ. - с ФПЗДБ ФПМШЛП ЪБЛПОЮЙМ РПМЙФЕИОЙЮЕУЛЙК ФЕИОЙЛХН Ч уХНЗБЙФЕ, РПМХЮЙМ РТПЖЕУУЙА УФТПЙФЕМС Й ТБУРТЕДЕМЕОЙЕ Ч уФЕРБОБЛЕТФ. хЕЪЦБФШ ЙЪ ТПДОПЗП ЗПТПДБ НОЕ ОЕ ПЮЕОШ ИПФЕМПУШ, ОП ОЕ "ПФТБВПФБФШ" ФПЗДБ ДЙРМПН ПЪОБЮБМП МЙЫЙФШУС ЕЗП.
лПЗДБ С РТЙЕИБМ ОБ НЕУФП, ФП ХЧЙДЕМ, ЮФП РПДБЧМСАЭЕЕ ВПМШЫЙОУФЧП Ч уФЕРБОБЛЕТФЕ УПУФБЧМСМЙ БТНСОЕ, ЛПФПТЩЕ ПОЙ ЪБОЙНБМЙ ЧЕДХЭЙЕ РПУФЩ ЧП ЧУЕИ УФТПЙФЕМШОЩИ ПТЗБОЙЪБГЙСИ.

рПЬФПНХ ОЕ ХДЙЧЙФЕМШОП, ЮФП С ОЙЛБЛ ОЕ НПЗ ХУФТПЙФШУС РП УРЕГЙБМШОПУФЙ: НОЕ РПД ТБЪОЩНЙ РТЕДМПЗБНЙ ПФЛБЪЩЧБМЙ Ч ТБВПФЕ. у ПЗТПНОЩН ФТХДПН, ЮФПВЩ ПФТБВПФБФШ ДЙРМПН, НЕОС ПЖПТНЙМЙ РП УФТПЙФЕМШОПК УРЕГЙБМШОПУФЙ, ИПФС ВЩМ С ЧУЕ ЗПДЩ ТБВПЮЙН Ч УПЧИПЪЕ. ъБ ЬФП ЧТЕНС РТЙЧЩЛ Л НЕУФОЩН ЦЙФЕМСН, ПВЪБЧЕМУС УПВУФЧЕООПК УЕНШЕК. нПЕК ЦЕОПК УФБМБ НЕУФОБС ТХУУЛБС ДЕЧХЫЛБ мАВБ лХДЕМЙОБ, ЮШЙ РТЕДЛЙ ЕЭЕ У ЕЛБФЕТЙОЙОУЛЙИ ЧТЕНЕО РПУЕМЙМЙУШ ОБ ЬФПК ЪЕНМЕ. пДОБ ЪБ ДТХЗПК ОБ УЧЕФ РПСЧЙМЙУШ ДЧЕ ОБЫЙ ДПЮЕТЙ - УФБТЫБС чЙЛБ Й НМБДЫБС уЧЕФБ. тПДОЩЕ ЦЕОЩ РПНПЗМЙ ЧЩУФТПЙФШ, РХУФШ ОЕВПМШЫПК, ОП УЧПК ДПН. нПС мАВБ ЪБОЙНБМБУШ ДЕФШНЙ Й ИПЪСКУФЧПН, С - ТБВПФБМ. у УПУЕДСНЙ НЩ ЦЙМЙ, ЛБЛ ЗПЧПТЙФУС, ДХЫБ Ч ДХЫХ. НЩ У ЦЕОПК Ч УПЧЕТЫЕОУФЧЕ ЧМБДЕМЙ БЪЕТВБКДЦБОУЛЙН СЪЩЛПН, ЧЩХЮЙМЙ СЪЩЛ Й ОБЫЙ ДПЮЕТЙ, ЙЗТБС У РПДТХЗБНЙ.

ч ЛПОГЕ 1987 ЗПДБ БТНСОЕ ЧУЕ ЮБЭЕ Й ЮБЭЕ УФБМЙ РТПСЧМСФШ ОЕДПЧПМШУФЧП ФЕН, ЮФП лБТБВБИ ОБИПДЙФУС Ч УПУФБЧЕ бЪЕТВБКДЦБОБ. пОЙ РТПЧПГЙТПЧБМЙ УФЩЮЛЙ, ЙЪВЙЧБМЙ ТХУУЛЙИ Й БЪЕТВБКДЦБОГЕЧ. уФБМЙ ВТБФШ ЙИ Ч ЪБМПЦОЙЛЙ. мЙЮОП ЛП НОЕ БТНСОУЛЙЕ РБТОЙ РПДИПДЙМЙ ОЕПДОПЛТБФОП, РТЙОХЦДБМЙ ХЕИБФШ. ДЧБЦДЩ РПДПВОЩЕ ТБЪЗПЧПТЩ ЪБЛБОЮЙЧБМЙУШ РПФБУПЧЛПК. юЕТЕЪ ОЕУЛПМШЛП НЕУСГЕЧ ДМС ОБЧЕДЕОЙС РПТСДЛБ Л ОБН ВЩМ "ЛПНБОДЙТПЧБО" з. чПМШУЛЙК.
у РТЙИПДПН БТНЙЙ ПВУФБОПЧЛБ ОЕУЛПМШЛП ОПТНБМЙЪПЧБМБУШ, ЛПОЖМЙЛФПЧ УФБМП НЕОШЫЕ. оП ФП МЙ УЛБЪЩЧБМБУШ ОЕИЧБФЛБ ЧПЕООПК УЙМЩ, ФП МЙ ОЕЦЕМБОЙЕ ЧУФХРБФШ Ч ЛПОЖМЙЛФЩ, ОП БТНЙС НБМП ЮЕН НПЗМБ РПНПЮШ ФЕН ТХУУЛЙН Й БЪЕТВБКДЦБОГБН, ЮФП РТПЦЙЧБМЙ Ч УЕМБИ, УПУЕДУФЧХАЭЙИ У БТНСОУЛЙНЙ. "нПК ЧБН УПЧЕФ: ХИПДЙФЕ РПУЛПТЕЕ, НЩ ОЕ НПЦЕН ЗБТБОФЙТПЧБФШ ЧБН ВЕЪПРБУОПУФШ!", - ЗПЧПТЙМ з.чПМШУЛЙК ФЕН, ЛФП Л ОЕНХ ПВТБЭБМУС.

рЕТЧПЕ ОБРБДЕОЙЕ ОБ иПДЦБМЩ РТПЙЪПЫМП Ч УЕОФСВТЕ 1988 ЗПДБ. бТНСОУЛЙЕ ВПЕЧЙЛЙ УПЦЗМЙ ОЕУЛПМШЛП ДПНПЧ. уТЕДЙ НЙТОЩИ ЦЙФЕМЕК ВЩМЙ ТБОЕОЩЕ. л УЮБУФША, РПНПЭШ Ч МЙГЕ БТНЙЙ РПДПУРЕМБ ЧПЧТЕНС Й ОЕ ДБМБ НПМПДЮЙЛБН ВЕУЮЙОУФЧПЧБФШ Й ДБМШЫЕ. оП ЧУЕ ЦЕ Ч иПДЦБМЩ ВЩМП ОЕУРПЛПКОП: ФП ЪДЕУШ, ФП ФБН ТБЪДБЧБМЙУШ ЧЩУФТЕМЩ, РТЙФБЙЧЫЙЕУС Ч ЪБУБДЕ ВБОДЙФЩ РП ПДОПНХ ХВЙЧБМЙ ОЙ Ч ЮЕН ОЕ РПЧЙООЩИ МАДЕК, РП УХФЙ, ЫМБ РБТФЙЪБОУЛБС ЧПКОБ. зПТПД ЗПФПЧЙМУС Л ПУБДЕ. дЕФЙ, УФБТЙЛЙ ПФРТБЧМСМЙУШ ЧЕТФПМЕФБНЙ Ч ВЕЪПРБУОЩЕ НЕУФБ - ФХДБ, ЗДЕ ЦЙМЙ ВМЙЦБКЫЙЕ ТПДУФЧЕООЙЛЙ. рТЙНЕТХ ЗПТПЦБО РПУМЕДПЧБМ Й С, ПФРТБЧЙЧ ДПЮЕТЕК ВХЛЧБМШОП ОБ РПУМЕДОЕН ЧЕТФПМЕФЕ. чУЛПТЕ Л ОБН ХЦЕ ОЙЛФП РТПВТБФШУС ОЕ НПЗ. нЩ ТБУУЮЙФЩЧБМЙ ФПМШЛП ОБ УПВУФЧЕООЩЕ УЙМЩ.

ч ОПЮШ ОБ 26 ЖЕЧТБМС
- ч ГЕМСИ ВЕЪПРБУОПУФЙ ЧУЕ НХЦЮЙОЩ ЗПТПДБ РП ПЮЕТЕДЙ УФПСМЙ ОБ РПУФХ Й Ч УМХЮБЕ РТЙВМЙЦЕОЙС РТПФЙЧОЙЛБ ДПМЦОЩ ВЩМЙ УППВЭЙФШ ПУФБМШОЩН. 25 ЖЕЧТБМС С ЛБЛ ТБЪ УФПСМ ОБ РПУФХ. уОБЮБМБ ЧУЕ ВЩМП ФЙИП, РПФПН НЩ ХУМЩЫБМЙ ЫХН ЧПЕООПК ФЕИОЙЛЙ. рП ЪЧХЛХ ПРТЕДЕМЙМЙ, ЮФП ЮБУФШ НЙОПЧБМБ ОБЫ ЗПТПД, Б ДТХЗБС ОБРТБЧЙМБУШ Ч иПДЦБМЩ, ОБ ЖЕТНХ нЕИФЙ-ЛСОД, ВМЙЪ БЬТПРПТФБ, ЗДЕ ОБИПДЙМЙУШ ОБЫЙ ЧППТХЦЕООЩЕ ПДОПУЕМШЮБОЕ Й НЙМЙГЕКУЛЙК ВБФБМШПО бМЙЖБ зБДЦЙЕЧБ. дП УЙИ РПТ ПУФБЕФУС ЪБЗБДЛПК, РПЮЕНХ ЙНЕООП ФХДБ - УТБВПФБМБ МЙ ТБЪЧЕДЛБ РТПФЙЧОЙЛБ ЙМЙ ЦЕ ЙНЕМП НЕУФП РТЕДБФЕМШУФЧП? ъБЧСЪБМУС ОБУФПСЭЙК ВПК. ОБЮБМЙ ЗПТЕФШ ПЛТЕУФОЩЕ ДПНБ. чЕУШ ЗПТПД РЩМБМ. рХМЙ, РПДПВОП ЗТБДХ, РБДБМЙ УП ЧУЕИ УФПТПО. оБН, ВЕЪПТХЦОЩН, ОЙЮЕЗП ОЕ ПУФБЧБМПУШ ДЕМБФШ, ЛБЛ РПДОСФШУС Ч чЕТИОЙЕ иПДЦБМЩ, ЗДЕ ДПМЦОП ВЩМП ВЩФШ ЗПТПДУЛПЕ ТХЛПЧПДУФЧП. нЩ ОБДЕСМЙУШ, ЮФП ЪДЕУШ РТЕДРТЙНХФ ЬЛУФТЕООЩЕ НЕТЩ ЙМЙ ИПФС ВЩ ТБЪДБДХФ ПТХЦЙЕ. оП ОЙЮЕЗП РПДПВОПЗП ОЕ РТПЙЪПЫМП. нЩ ЪБУФБМЙ МЙЫШ РПУМЕДОЙК "ПВПЪ" У ТБВПФОЙЛБНЙ ОБТПДОПЗП ПВТБЪПЧБОЙС Й РПОСМЙ, ЮФП Й ОБН ОХЦОП ХИПДЙФШ.
чЩВТБФШ ВЕЪПРБУОЩК РХФШ ПЛБЪБМПУШ ФТХДОЕЕ ЧУЕЗП. тЕЫЙМЙ РТЙДЕТЦЙЧБФШУС ЗБЪПРТПЧПДБ, ОП, РТПКДС ФТЙ-ЮЕФЩТЕ ЛЙМПНЕФТБ, ПВОБТХЦЙМЙ, ЮФП ДПТПЗБ ЧЕДЕФ Ч бУЛЕТБО. фХДБ ЦЕ ЧЕМБ Й ЬМЕЛФТПМЙОЙС. пУФБЧБМПУШ ПДОП - РТПВЙТБФШУС ЮЕТЕЪ МЕУ. с ХЦЕ ЧЩВЙМУС ЙЪ УЙМ, РПЬФПНХ, ОЕУНПФТС ОБ РТПФЕУФЩ ЦЕОЩ, ЪБУФБЧЙМ ЕЕ ЙДФЙ ДБМШЫЕ У МАДШНЙ, ПВЕЭБС, ЮФП, ЛБЛ ФПМШЛП ОБВЕТХУШ УЙМ, ДПЗПОА ЙИ. чУЛПТЕ С ДЕКУФЧЙФЕМШОП ДПЗОБМ ЙИ, ОП ЦЕОЩ УТЕДЙ ОЙИ ОЕ ВЩМП. чДТХЗ УП УФПТПОЩ бУЛЕТБОБ УФБМЙ ТБЪДБЧБФШУС ЧЩУФТЕМЩ. ыЕДЫЙЕ ЧРЕТЕДЙ ГЕРПЮЛПК МАДЙ ПДЙО ЪБ ДТХЗЙН ОБЮБМЙ РБДБФШ. с ЧЪЗМСОХМ ОБ ЮБУЩ - ЕДЙОУФЧЕООХА ЧЕЭШ, ЛПФПТХА НОЕ ХДБМПУШ ЪБИЧБФЙФШ У УПВПК. ВЩМП ТПЧОП 6.10 ХФТБ. оП ИПДЦБМЙОГЩ РТПДПМЦБМЙ ЙДФЙ ОБЧУФТЕЮХ ЧТБЗХ, ФБЛ ЛБЛ ДТХЗПЗП ЧЩИПДБ ОЕ ВЩМП. уТЕДЙ ЦЕОЭЙО Й ДЕФЕК С ЪБНЕФЙМ ЦЕОХ. оБЮБМ ЛТЙЮБФШ, ЮФПВЩ ПОЙ МПЦЙМЙУШ ОБ ЪЕНМА. ьФП ВЩМП ХЦБУОПЕ ЪТЕМЙЭЕ, ЛПФПТПЕ С ОЙЛПЗДБ ОЕ ЪБВХДХ: ЛТЕРЛЙЕ, ЧППТХЦЕООЩЕ ДП ЪХВПЧ БТНСОУЛЙЕ РБТОЙ УФТЕМСАФ Ч ВЕЪЪБЭЙФОЩИ ЦЕОЭЙО Й ДЕФЕК, НЕЮХЭЙИУС РП ЗМХВПЛПНХ УОЕЗХ.

рПЮЕТЛ ЧБТЧБТПЧ

У ФТХДПН ЧУРПНЙОБА, ЛБЛ НОЕ ХДБМПУШ ДПВТБФШУС ДП ыЕММЙ. чЩВЙЧЫЙУШ ЙЪ РПУМЕДОЙИ УЙМ, НЩ У ЦЕОПК ОЕ НПЗМЙ ЙДФЙ ДБМШЫЕ, Б МЙЫШ ЛБФЙМЙУШ РП ОБЛМПООПК НЕУФОПУФЙ. зТСЪОЩИ, ПВПТЧБООЩИ, ПВЕУУЙМЕООЩИ, ОБУ РПДПВТБМБ НБЫЙОБ "уЛПТПК РПНПЭЙ": ЫЕДЫЙЕ ЧРЕТЕДЙ ИПДЦБМЙОГЩ ХЦЕ ХУРЕМЙ РПДЗПФПЧЙФШ РПДНПЗХ. чРПУМЕДУФЧЙЙ НЩ ХЪОБМЙ, ЮФП ПЛБЪБМЙУШ УЮБУФМЙЧЮЙЛБНЙ. нОПЗЙН ОЕ ДПЧЕМПУШ ПУЙМЙФШ ФХ УФТБЫОХА ДПТПЗХ:.

рПУМЕ ПЮЕЧЙДГЩ ТБУУЛБЪЩЧБМЙ, ЛБЛ БТНСОЕ УПВТБМЙ ПУФБЧЫЙИУС Ч ЗПТПДЕ ЦЙФЕМЕК ОБ ГЕОФТБМШОПК РМПЭБДЙ. пОЙ РПДЕМЙМЙ ЦЕОЭЙО Й ДЕЧХЫЕЛ, НМБДЕОГЕЧ ОБ ОЕУЛПМШЛП ЗТХРР. б РПФПН "ТБЪДБМЙ" ОЕУПЧЕТЫЕООПМЕФОЙИ ДЕЧХЫЕЛ УПМДБФБН. оБ РПУФБИ ЙИ ОБУЙМПЧБМЙ РП ПЮЕТЕДЙ РЕТЕД НЙЛТПЖПОБНЙ Й ХУЙМЙФЕМСНЙ ФБЛ, ЮФП ЙИ ЗПМПУ ВЩМ УМЩЫБО БЪЕТВБКДЦБОУЛЙН УПМДБФБНЙ, ОБИПДЙЧЫЙНУС Ч ФП ЧТЕНС Ч ЗПТПДЕ ыХЫБ. вБОДЙФЩ ЪБОЙНБМЙУШ НБТПДЕТУФЧПН Ч ЪБИЧБЮЕООПН ЗПТПДЕ. йНХЭЕУФЧП ИПДЦБМЙОГЕЧ ЧЩЧПЪЙМПУШ ЦЙФЕМСНЙ уФЕРБОБЛЕТФБ Й ВМЙЪМЕЦБЭЙИ ОБУЕМЕООЩИ РХОЛФПЧ. оБ ЧПТПФБИ НОПЗЙИ ДПНПЧ ВЩМЙ ОБРЙУБОЩ ЖБНЙМЙЙ ОПЧЩИ ЦЙМШГПЧ.
б РПФПН С ХЪОБМ, ЮФП ДЧБ ДОС УРХУФС РПЛПКОЩК БЪЕТВБКДЦБОУЛЙК ЦХТОБМЙУФ юЙОЗЙЪ нХУФБЖБЕЧ ДПВТБМУС Ч ПЛЛХРЙТПЧБООХА ЪПОХ Й УОСМ ОБ ФЕМЕЛБНЕТХ ЧУЕ, ЮФП ЧЙДЕМ. ьФЙ ЛБДТЩ, УОСФЩЕ У УБНПК РПМСОЩ, ИПМПДСФ ЛТПЧШ: Х ФТХРПЧ ПФТЕЪБОЩ ЗПМПЧЩ Й ХЫЙ, ЗМБЪБ ЧЩЛПМПФЩ, ЙЪОБУЙМПЧБООЩЕ ФТХРЩ ЦЕОЭЙО, Х ВЕТЕНЕООЩИ РТПЛПМПФЩ ЦЙЧПФЩ, ПФТЕЪБОЩ ЗТХДЙ, Х НМБДЕОГЕЧ ПФТХВМЕОЩ ТХЛЙ, РПМПЧЩЕ ПТЗБОЩ Й СЪЩЛЙ... чУЕ ЬФЙ ЧЙДЕПЛБУУЕФЩ Й ЛБДТЩ Ч ДБООПЕ ЧТЕНС ОБИПДСФУС Ч зПУХДБТУФЧЕООПН бТИЙЧЕ ТЕУРХВМЙЛЙ

:ч ыЕММЙ НЩ УФБМЙ ЦДБФШ УЧПЙИ. п ТПДУФЧЕООЙЛБИ ЦЕОЩ, ЛБЛ ЗПЧПТЙФУС, ОЕ ВЩМП ОЙ УМХИХ, ОЙ ДХИХ. ч ФХ ОПЮШ НБФШ ЦЕОЩ, ВТБФШС уФЕРБО Й йЧБО Й ОЕЧЕУФЛБ ФПЦЕ ПЛБЪБМЙУШ Ч МЕУХ. нХЦЮЙОЩ ЧЩЪЧБМЙУШ ЙУЛБФШ ДПТПЗХ, ОП ФБЛ Й ОЕ ЧЕТОХМЙУШ: ФП МЙ ЙИ ОБУФЙЗМЙ РХМЙ, ФП МЙ ПОЙ РПРБМЙ Ч ТХЛЙ Л ВБОДЙФБН. рТБЧДБ, ЧРПУМЕДУФЧЙЙ ТБУУРТБЫЙЧБС ФЕИ, ЛФП РПВЩЧБМ Ч РМЕОХ, НЩ ХЪОБМЙ, ЮФП УФБТЫЙК ВТБФ ЦЕОЩ, уФЕРБО, РПРБМ Ч РМЕО. еЗП Й ЕЭЕ ДЧЕОБДГБФШ НХЦЮЙО ВПЕЧЙЛЙ ХЧЕМЙ Ч ОЕЙЪЧЕУФОПН ОБРТБЧМЕОЙЙ. вПМШЫЕ ЙИ ОЙЛФП ОЕ ЧЙДЕМ. нБФШ ЦЕОЩ, ОЕ ЧЩДЕТЦБЧ ФСЗПФ ДПТПЗЙ, ХНЕТМБ Ч МЕУХ. юХФШ ОЕ ЪБНЕТЪМБ Й ОЕЧЕУФЛБ, РТПЧЕДС ОПЮШ ЧПЪМЕ ЕЕ ФТХРБ. л УЮБУФША, ЕЕ ХДБМПУШ УРБУФЙ, ЛТЙЛЙ П РПНПЭЙ ХУМЩЫБМЙ ЦЙФЕМЙ УЕМБ зАМБВМЩ.

ч уХНЗБЙФЕ

ЧПФ ФБЛ НЩ ПЛБЪБМЙУШ ВЕЦЕОГБНЙ - ВЕЪ ЛТПЧБ, УТЕДУФЧ Л УХЭЕУФЧПЧБОЙА. рТЙЫМПУШ РПФЕУОЙФШ УЕНША УФБТЫЕК УЕУФТЩ, Х ЛПФПТПК ФПЦЕ РПДТБУФБМЙ УЩО Й ДПЮШ. пДЕЦДХ Й ПВХЧШ ОБН ДБМЙ ДПВТЩЕ МАДЙ. еУМЙ ВЩ ЧЩ ЪОБМЙ, ЛБЛ ФТХДОП ВЩМП НОЕ, НХЦЮЙОЕ, РТЙОЙНБФШ ЬФЙ ДБТЩ. ЛБЛ УФТБЫОЩК УПО С ЧУРПНЙОБА ЬФП ЧТЕНС.
рТПЫМП ПДЙООБДГБФШ МЕФ. уЕКЮБУ ЦЙЪОШ ЧТПДЕ ВЩ ОПТНБМЙЪПЧБМБУШ. нПЙ ДПЮЕТЙ ДБЧОП ЧЩТПУМЙ, РПМХЮЙМЙ ПВТБЪПЧБОЙЕ. х УФБТЫЕК, ЮФП ЦЙЧЕФ ФЕРЕТШ Ч лТЙЧПН тПЗЕ, ДЧПЕ НБМЩЫЕК. нМБДЫБС РПЛБ У ОБНЙ. оП НПТБМШОП НЩ ФБЛ Й ОЕ ПРТБЧЙМЙУШ РПУМЕ ФПЗП УФТБЫОПЗП ХДБТБ. цЙЪОШ РТЙЫМПУШ ОБЮЙОБФШ РТБЛФЙЮЕУЛЙ ЪБОПЧП. пВ ПДОПН С ЦБМЕА. уЛПМШЛП ТПДОЩИ РП ДХИХ НОЕ МАДЕК ТБУЛЙДБМБ УХДШВБ РП УЧЕФХ, УЛПМШЛП ЗПТС РТЙОЕУМБ Ч УЕНШЙ ЧПКОБ, УЛПМШЛП ОЕЧЙООЩИ ЦЙЪОЕК ЪБЗХВМЕОП.
уХНЗБЙФ - ЗПТПД, ЗДЕ С ТПДЙМУС Й ЧЩТПУ, РТПЧЕМ МХЮЫЙЕ УФХДЕОЮЕУЛЙЕ ЗПДЩ. оП ЧУЕ ЦЕ С ДХНБА, ЮФП ДМС НОПЗЙИ ВЕЦЕОГЕЧ, Ч ФПН ЮЙУМЕ Й ДМС НЕОС, ЬФП ОЕ РПУФПСООПЕ, Б ЧТЕНЕООПЕ РТЙУФБОЙЭЕ. ьФП НОЕОЙЕ ЧУЕИ ИПДЦБМЙОГЕЧ. пОЙ ЗПФПЧЩ УЧПЙНЙ ТХЛБНЙ ЧПЪТПДЙФШ ЗПТПД ЙЪ ТХЙО Й ЧЕТОХФШУС Л ПЮБЗХ РТЕДЛПЧ.

улптвобс уфбфйуфйлб

l хВЙФП 613 ЮЕМПЧЕЛ, ЙЪ ОЙИ ДЕФЕК - 63; ЦЕОЭЙО - 106, РПЦЙМЩИ - 70 ЮЕМПЧЕЛ.
l 8 УЕНЕК ХОЙЮФПЦЕОЩ РПМОПУФША.
l 25 ДЕФЕК РПФЕТСМЙ ПВПЙИ ТПДЙФЕМЕК.
l 130 ДЕФЕК РПФЕТСМЙ ПДОПЗП ТПДЙФЕМС.
l тБОЕОП 487 ЮЕМПЧЕЛБ, ЙЪ ОЙИ ДЕФЕК - 76.
l рТПРБМП ВЕЪ ЧЕУФЙ 150 ЮЕМПЧЕЛ.
l рТЙЮЙОЕО ЛПМПУУБМШОЩК ХЭЕТВ ЗПУХДБТУФЧХ Й МЙЮОПНХ ЙНХЭЕУФЧХ ЗТБЦДБО, ПГЕОЙЧБЕНЩК Ч 5 НМТД. ТХВМЕК (Ч ГЕОБИ ОБ 01.04.92 ЗПДБ).

рБТМБНЕОФ бЪЕТВБКДЦБОБ ПВЯСЧЙМ 26 ЖЕЧТБМС ЛБЦДПЗП ЗПДБ "дОЕН ЗЕОПГЙДБ иПДЦБМЩ". оБТПД бЪЕТВБКДЦБОБ ЛБЦДЩК ЗПД 26 ЖЕЧТБМС Ч 17.00 НЙОХФПК НПМЮБОЙС ЮФЙФ РБНСФШ ЦЕТФЧ иПДЦБМЩ.

ртеууб п ипдцбмйоулпк фтбзедйй:

цХТОБМ лТХБ М"ьЧЕОЕНБО (рБТЙЦ), 25 НБТФБ 1992 ЗПДБ: бТНСОЕ БФБЛПЧБМЙ НЕУФОПУФШ иПДЦБМЩ. чЕУШ НЙТ УФБМ УЧЙДЕФЕМЕН ПВЕЪПВТБЦЕООЩИ ФТХРПЧ. бЪЕТВБКДЦБОГЩ ЗПЧПТСФ П ФЩУСЮЕ ХВЙФЩИ.

зБЪЕФБ фБКНУ (мПОДПО), 4 НБТФБ 1992 ЗПДБ: нОПЗЙЕ ВЩМЙ ЙЪХЧЕЮЕОЩ, Б ПФ ПДОПК НБМЕОШЛПК ДЕЧПЮЛЙ ПУФБМБУШ ФПМШЛП ЗПМПЧБ.

йЪЧЕУФЙС (нПУЛЧБ), 4 НБТФБ 1992 ЗПДБ: чЙДЕПЛБНЕТБ РПЛБЪБМБ ДЕФЕК У ПФТЕЪБООЩНЙ ХЫБНЙ. х ПДОПК УФБТПК ЦЕОЭЙОЩ ВЩМБ ПФУЕЮЕОБ РПМПЧЙОБ МЙГБ. нХЦЮЙОЩ ВЩМЙ УЛБМШРЙТПЧБОЩ.

йЪЧЕУФЙС, 13 НБТФБ 1992 ЗПДБ: нБКПТ мЕПОЙД лТБЧЕГ: "с УБН ЧЙДЕМ ПЛПМП УФБ ФТХРПЧ ОБ ИПМНЕ. х ПДОПЗП НБМШЮЙЛБ ОЕ ВЩМП ЗПМПЧЩ. чЕЪДЕ ВЩМЙ ЧЙДОЩ ФТХРЩ ЦЕОЭЙО, ДЕФЕК, УФБТЙЛПЧ, ХВЙФЩИ У ПУПВПК ЦЕУФПЛПУФША".